?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Судьба кораблей-близнецов
Блель
t_rm

Корпуса первых русских клиперов еще можно сохранить для истории

Корпуса первых клиперов русского военного флота «Джигит» и «Наездник», служивших в Приморских водах, сохранились до сих пор. Но им грозит разрушение.

Корпус клипера "Джигит" на локаторе ГБО-40.

Эти клиперы-близнецы были заложены на одной верфи в один день, спущены на воду с разницей в три недели, затем служили в дальневосточных морях, совершили кругосветное плавание, и погибли в один день. Ныне их корпуса покоятся на дне Балтики, на Малом Транзундском рейде, в нескольких сотнях метров друг от друга.  Артефакты, поднятые с «Джигита» и «Наездника»,  бесспорно, могли бы украсить экспозицию любого приморского музея.

В ходе Крымской войны, воевавшие против России Англия и Франция посылали на Дальний Восток в 1854-55 годах  мощные эскадры (до 26 военных кораблей). Уже тогда Правительство России осознало необходимость содержать в Дальневосточных морях собственный современный боеспособный военный флот, иначе очень скоро русские первопроходцы будут истреблены и вытеснены из этих мест. Еще не успели отгреметь последние залпы Крымской войны, а на стапелях всех имевшихся в то время верфей закладываются целые серии современных парусно-винтовых кораблей: транспортов, корветов. Тогда же была построена первая серия нового для российского флота класса кораблей - клиперов.


Клипер "Джигит"



Первая серия  клиперов для российского флота была  построена в 1855-1857 годах в Архангельске. Спроектировали корабль капитан 2 ранга И. А. Шестаков и корпуса корабельных инженеров поручик А. А. Иващенко. Строителями корпусов стали штабс-капитан П. И. Митрофанов, и поручик Василевский, офицеры корпуса корабельных инженеров.

В серию вошло шесть клиперов: «Разбойник», «Джигит», «Пластун», «Стрелок», «Опричник» и «Наездник». Это были небольшие деревянные (из лиственницы) трехмачтовые корабли, водоизмещением по 615 т. Длина их составляла 46,3 м, ширина с обшивкой - 8,5 м, осадка в носу 3,3, в корме - 3,9 м. На первые клиперы ставились отечественные паровые машины Ижорского завода. Машины позволяли клиперам развить ход от 8 до 9 узлов. Несмотря на небольшие размерения, все корабли этого типа совершили дальние плавания на Дальний Восток для защиты интересов России в этом регионе. Серия получилась настолько удачной, что их имена получили парусно-винтовые клипера четвертой серии, выстроенные в 1875-180 годах. 

19 сентября (по старому стилю) 1857 года, «Джигит», напутствуемый Императорской семьей, оставил Кронштадтский  рейд в составе отряда парусно-винтовых судов, который впоследствии получил название 1-го Амурского отряда судов. Начальником отряда был назначен капитан I ранга Дмитрий Иванович Кузнецов, а в состав, помимо «Джигита» вошли недавно выстроенные, только-только прошедшие все ходовые испытания: корветы «Воевода» «Новик», «Боярин» и клиперы «Пластун», «Стрелок». Им предстоял сложнейший переход через три океана к месту службы в Японском море. Этот переход занял почти год. Экипажам кораблей предстояло совершить не просто тяжелый рейс, не только отслужить несколько лет вдали от обжитых мест, но и сделать массу географических открытий, навечно вписав имена своих кораблей и фамилии членов команд на географическую карту мира. Со временем все первые российские клипера послужили на Тихом океане.

Из всех клиперов первой серии наиболее трагично сложилась судьба у «Опричника» и «Пластуна».  Они погибли, возвращаясь после службы в дальних морях.

«Опричник» со всей командой затонул в Индийском океан, по всей видимости, попав в сильный шторм между Зондским проливом и Мысом Доброй Надежды. К такому выводу пришли в специально созданной комиссии. А главным доказательством стала выписка из судового журнала французского корвета «Laplace»:

«Русская канонирская лодка «Опричник» вышла из Батавии во вторник 10 декабря 1861 г., а корвет «Laplace» 11-го; по выходу из Зондского пролива 12 числа, в 7 1/4 часов утра «Опричник» был виден под парусами, корвет же «Laplace» был еще под парами и вскоре потерял его из виду. Зондский пролив прошли ночью и взяли курс на SW 45° и первый обсервованный пункт в полдень был в широте 7° 58' S, долготе 101° 20' 0 от Парижа. Русское судно было вблизи и при легком ветре держало более к северу. С тех пор его более не видали… поэтому приходится почти с достоверностью убедиться в грустном факте, что действительно «Опричник» погиб в Индийском океане, в широте около 22° S, долготе около 67 1/4°, с 25 на 26 декабря 1861 г., попав в центр урагана».

Морской сборник, №5 1863 г., Стр. 229-230

Несколькими месяцами раньше, результате морской трагедии погибло более половины экипажа «Пластуна». Отслужив почти три года в дальних морях, «Пластун» вначале 1860 года отправился в родной Кронштадт. Однако буквально на последнем переходе корабль погиб, унеся на дно больше половины экипажа. Вот как об этом сообщалось:

«16 августа отряд вышел из Копенгагена. На ходу под парусами, со скоростью 10 узлов, 18 августа, в 5 час. 8 мин. пополудни, последовал на клипере «Пластун» пороховой взрыв в крюйт-камере и после того клипер, пробыв на воде не более 3-х минут, пошел ко дну. Несчастье это совершилось в широте 57° 45/ N, долготе 20° 5' О от Гринвича, на глубине по карте 70 сажен. При этом погибли командующей клипером лейтенант барон Дистерло, лейтенант Розенберг, лейтенант Гаврилов, мичман Леман, прапорщики корпуса штурманов Евдокимов и Кочетов, вольный механик Гольм и 68 нижних чинов. Для подания помощи погибавшим, были спущены немедленно с корветов «Рында» и «Новик» 3 катера, вельбот и четверка, которыми спасены: лейтенант Литке, мичмана Кнорринг и Березин, врач Иогансон и 31 чел. нижних чинов.»

«Обзор заграничных плаваний военных судов русского военного флота с 1850 по 1868 год». Том 1 стр. 320. 

Честно отслужив родине, братья-близнецы клиперы «Джигит» и «Наездник», благополучно вернулись на Балтику, где по нескольку лет отстояли у причальных стенок в ожидании капитального ремонта. Однако в то время Россия строила уже броненосные военные корабли и средств на ремонт ветеранов флота не хватило. 2 июля 1869 года корабли сослужили последнюю службу флоту. Их использовали в качестве мишеней на маневрах Балтийского флота. «Наездник» был подорван буксируемой миной, а «Джигит» затоплен артиллерийским огнем.

Корпус клипера «Наездник» был случайно обнаружен на Малом Транзундском рейде 8 июля 1995 года подводно-археологической экспедицией общества «Память Балтики».

В 900 метрах от него несколько позднее был обнаружен корпус «Джигита». Оба корпуса находятся в хорошем состоянии, на ровном киле, на глубинах 13-14 метров. Правда, корма «Наездника» разрушена. А вот «Джигит» не имеет серьезных видимых повреждений. Оба корпуса, по словам специалистов, пригодны для подъема и реставрации.

«Оба борта, все палубы, форштевень с княвдигедом и ахтерштевень с рулем в хорошем состоянии. Сохранились все палубные люки. Корпус обит медными листами. Сохранились цифры отметки заглубления. Учитывая, что палуба не взломана, а из отверстия дейдвуда выходит муфта валопровода, можно предположить, что в машинном отделении сохранилась паровая машина и паровые котлы. Сохранилась одна кормовая шлюпбалка правого борта и в носу – якорный канат, уходящий на грунт (якорь не найден). Частично разрушен фальшборт – на палубе лежат обломки», - сообщают исследователи из общества «Память Балтики». Впрочем, они тут же замечают: «Скорее всего, корпуса ждет уничтожение поскольку они лежат в пределах указанного на гидрографических картах квадрата якорной стоянки на Малом Транзундском рейде, но не обозначены на картах. В связи со строительством в этом районе нового нефтяного терминала компании «Лукойл» корабль ждет незавидная судьба быть разрушенным якорями и винтами танкеров».

Использована информация и фотографии с сайта baltic-sunken-ships.ru .

*   *   *

Названия географических пунктов в Приморье, получившие имена в честь первых клиперов Российского флота:

Джигит, бухта. Вдается в СЗ берег зал. Рында между мысами Асташева и Егорова. В 1856 нанесена на карту эк.англ.фрегата «Пик» («Pique») и франц. фрегата «Сибилла» («Sibylle»). В 1859-60 обследована  экипажем клипера «Джигит» и названа в честь своего корабля.

Разбойник, бухта. Вдается в СЗ берег залива Стрелок между мысами Абрек и Низкий. Обследована и названа в 1862 экипажем клипера «Разбойник» в честь своего корабля.

Разбойник, поселок. На сев. берегу бухты Чажма. В 1867 временно был развернут военный пост. Поселок образован не позже 1905. Назван по б. Разбойник.

Опричник, залив. Вдается в СЗ берег Японского моря между мысами Рифовый и Сигнальный. Назван не позже 1865 в честь клипера «Опричник».

Стрелок, залив.  Вдается между мысами Гембачева и Майделя в СВ части залива Петра Великого. Описан и назван в 1859 экипажем клипера «Стрелок»  в честь своего корабля.

Стрелок, мыс. Восточный входной мыс бухты Абрек и западный входной  мыс бухты Безымянная. В 1972 переименован в мыс Стрелок. До 1972 - Юнши (Корявый).

Стрелок, поселок. На восточном побережье Уссурийского залива. Основан в 1906/1903 эстонскими переселенцами с Моонзундского архипелага (Лифляндия) под названием деревня Линда. В 1972 переименован в поселок Стрелок по заливу Стрелок.

Пластун, бухта. Вдается в западный берег залива Рында между мысами Асташева и Якубовского. Нанесена на карту в 1856 г. Экипажем английского фрегата «Пик» («Pique») и французского фрегата «Сибилла» («Sibylle»). Тогда же названа бухтой Сибилы. В 1859 описана и переименована экипажем клипера «Пластун» в честь своего корабля.

Пластун, рабочий поселок. На СЗ берегу бухты Пластун. Образован в 1903.

Наездник, бухта. Вдается в ЮЗ берег острова Аскольд между мысами Елагина и Кошелева. Описана в 1859 экипажем клипера «Стрелок».  В 1862   экипажем клипера    «Разбойник» названа в честь клипера «Наездник».

*   *   *

Кроме того, на карте морского побережья Приморья более 30 географических пунктов названы в честь членов экипажей клиперов.




  • 1
Ром, с удовольствием. Спасибо.

Железяку бы какую-нибудь оттуда добыть. Или фотографии. А лучше и то и другое. Можно было бы интересную экспозицию сделать в музее.

Нырял первым на "Наездник" На "Джигит" первым Сергей Семёнов. С наездника свинцовый шпигат можно увидеть в Выборгском замке на выставке "Памяти Балтики".На видео и фото ни чего интересного, перед потоплением всё ценное демонтировали:)

  • 1