t_rm (t_rm) wrote,
t_rm
t_rm

Categories:

Пост Камень-Рыболов и его окрестности (4)

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Олимпиада Васильева

Манзы и Корейцы.
Число Манз в Ханкайском округе точно не известно. Полагают, что их около 2000, точной же переписи составить нельзя по причине их бродячей жизни. Есть впрочем довольно Манз и оседлых. В каком количестве переселяются к нам ежегодно Манзы, тоже неизвестно, хотя факт этот заслуживает большого внимания вследствие постоянно возникающих слухов о нашествии Манз, то в количестве 20, то 40 тысяч человек и таким образом постоянно тревожащих все народонаселение.
Не буду описывать ни одежды, ни быта Манз, так как об этом достаточно уже говорено, скажу только о деятельности их на земле русской и на сколько они приносят пользу тому государству, на земле которого они живут. Селятся Манзы большею частью вдали от русских селений, по так называемым манзовским тропинкам, где фанза для бродяги Манза имеет то же значение, что у нас постоялый двор. Главные занятия Манз состоят в хлебопашестве и продаже рогатого скота русскому народонаселению с китайских границ. Прекрасная, живописная местность, выбранная оседлыми манзами, поля, засеянные пшеницей, кукурузой, будой, огороды, раскинутые на большое пространство и засеянные с большой тщательностью разнородными овощами: арбузами, дынями, тыквами, опиумом, табаком, луком, чесноком и т.д. - все это уже говорит в пользу того, что Манз на русской земле чувствует себя так хорошо, как в Китае ему и не снилось; одно условие в жизни Манза бросается сильно в глаза - это отсутствие в фанзе женского пола. Судя по этому, положительно можно сказать, что Манз, будучи окружен всеми удобствами и свободой самостоятельного человека, не предан душой тому государству, дарами которого он пользуется.

Из 2000 Манз в Ханкайском округе крещеных только два. Оседлые Манзы Ханкайского округа живут грязно, полы земляные, от своих нравов и обычаев не отступают ни на шаг, с русским народонаселением, кроме мелочных торговых отношений, не имеют ничего общего. У Маннз здесь нет определенных занятий, так как ни морской капусты, ни соболей не существует, или лучше сказать если и существуют соболя, то в малом количестве и дурного качества; добыча капусты и соболей у них заменяются здесь рыбной ловлей и хлебопашеством которое доведено у них до совершенства. Домашний скот их: лошади, свиньи и быки;   последние продаются русским за цену от 30 — 45 серебряных рублей. Не смотря на разные недостатки Манза, одно общественное качество им никогда не изменяет — это гостеприимство. Недавно мне пришлось быть в одной из фанз, отстоящей от поста Камень-Рыболов на 23  версты; так как это было вскоре после пронесшегося слуха о  Манзовском восстании, Манзы предполагая в моих спутниках лиц полицейского состава, встретили нас недружелюбно, но как убедились в противном, сейчас же стали просить в фанзу, где в момент перед нами явились корзинки с грушами и чашечки с яствами. Имея редкие столкновения с Русскими, Манзы не заводятся предметами цивилизации и потому нам вместо вилок были поданы каждому по две тонких палочки; захватывание куска между двумя палочками мне показалось забавным и я принялась упражняться, но к сожалению кусок ни как не доходил до рта, тогда как в руках Манз эти вилки ходили также быстро, как в моих иголка. Мы  уехали нагруженные арбузами, хотя  было уже  26 сентября, с приятным впечатлением о поэтической местности.
Корейское народонаселение Ханкайскаго округа состоит из 1,245 человек, деревень Корейских в Ханкайском округе 3, во всей же Приморской области 11: Тызен-хе, Янчи-хе, расположенные в долинах рек того же имени, Сидоми, Благословенное
на р. Самаре, впадающей в Амур, Казакевичева на р. Лифулэ, Фургельмовка на р. Даубихэ, Карсаковка или Михайловка, Пуциловка, Кроуновка, все три на р. Суйфун, Сайпхангоу и Хоныхезу в верховьях р. Сучана.
В  отношении нравственном Корейцы представляют совершенный контраст с Манзами. Найдя в Приморской области все благоприятные  условия  климатические, они тихо поживают, занимаясь преимущественно разработкой полей. Живя внутренним, семейным миром, Корейцы никогда не нарушают общественных порядков и легко переходят в православие, так в Ханкайском округе из 1245 человек народонаселения, крещеных 908 человек: 469 мужского пола и 439 женского. К обращению в христианство, кроме миссионеров много способствуют корейские старшины, которых три: Павел Тен, Николай Энбошли и Петр Семенович Цоею Последнему корейцами оказывается большой почет, вследствие того, что за его моральные и материальные заботы о своей собратии он пожалован русским Правительством кафтаном с золотыми галунами и грамотой, котором он очень кичится. Суть религии корейцев состоит в поклонении природе. Корейцы поклоняются небу, горе, лесу, камню и т.д., верят в переселение душ, из умершего в новорожденного со всеми нравственными достоинствами и недостатками умершего, кроме того, по их мнению душа
переселяется в животное с оттенками греховности; то есть, чем безнравственнее человек, тем хуже животное, в которое душа его переходит; по мере же очищения души, она возвращается к прежнему своему состоянию, проходя разные степени от низшего к животному высшему. Кроме  поклонения природе, корейцы поклоняются святым, которые изображены у них металлическими статуями, под святыми же у них разумеются люди, подвергшие себя голодной смерти во время чтения священного писания.
Заботясь о благосостоянии материальном, русское Правительство во всех почти селениях корейских устроило школы, учителями которых служат отставные солдаты за плату в год от 100—160 руб.; преподавание идет отчасти по старому, отчасти же по новому звуковому методу. Учатся не только дети, но и взрослые, причем они оказываются очень способными и ученье быстро подвигается при том природном трудолюбии, которым одарены Корейцы.
Главные занятия Корейцев состоят в хлебопашестве и огородничестве, особенно много сеют луку, чесноку, табаку, с целью торговой; поля и огороды обрабатываются с удивительным усердием и чистотой, вследствие чего посевы приносят еще больший урожай, чем у русских. Добывание меда есть одна из немаловажных забот корейца, так как каждый пуд меда ему доставляет от 6 до 12 руб., а из воска выделывают свечи для продажи; меду делом Кореец плетет корзины из камыша, которые служат также предметом торговли. Занятия женщин состоят в уходе за детьми, за домом, за шитьем. Женщины - кореянки строго придерживаются своего национального костюма, тогда как мужчины нередко от него отступают, перекупая у солдат старые шинели и другие принадлежности. Семейность между корейцами очень развита, с этой целью родители заботятся как можно раньше женить сына, вследствие чего 12-летний Кореец уже жених, причем невеста равных лет или старше, и это, должно полагать, одна из причин физической недоразвитости Корейца.
Свободное от занятий время Кореец обыкновенно посвящает музыке; инструмент первобытного свойства, который им употребляется для этой цели, составляет необходимую принадлежность каждого дома. насколько бы народ ни был дик, чувства, переполняющие душу, обыкновенно выражает он соответственно своему умственному развитию, песней, музыкой и просто мурлыканьем одного и того же слова. Так недавно мне пришлось слышать не мудрые содержанием, но за душу хватающие звуки корейской музыки. Услышав грустный, но приятный мотив, я позвала Корейца на дом и попросила мне сыграть; по мере того, как он играл, я перекладывала на фортепиано; услышав с крыльца родные звуки на другом инструменте, он был приятно поражен и, опустив свой, стал прислушиваться; я позвала его в комнату и стала аккомпанировать; с тех пор каждый праздник Кореец посещал меня в своем праздничном костюме. Я слышала еще несколько человек и нашла, что мотивы очень сходны между собой и выражают только грусть. Инструмент, на котором играет Кореец, состоит из длинной трубки величиною в 3/4 аршина, из растения, которое Корейцы называют курида, в роде травы осоки, оно растет по берегам реки Усачи; толщина этого инструмента превышает большой палец, на середине пустой трубки вырезаны четыре квадратные отверстия величиною в 1/2 дюйма, отстоящие друг от друга на вершок, с одного конца совершенная пустота, с другого же все закрыто, за исключением маленького отверстия, в которое должен входить воздух, одним словом имеет много общего с флейтой. И вот, с помощью инструмента самодельщины, скромный Кореец изливает душу в симпатичных звуках мелодии, выражающей по его словам разлуку с родиной и воспоминание о ней. Хотела я познакомиться с поэзией Корейцев, но содержание песней мне мог бы передать только старшина корейский Петр Цое, который находился в это время в качестве переводчика на золотых промыслах, и я, к сожалению не дождавшись, должна была отказаться от своего намерения, покинув местность.
Олимпиада Васильева.
г. Николаевск, 15 февраля 1875 г.
«Известия Императорского Русского географического общества», 1875 г. том 4., С. 250-276
Tags: Библиотека, Краеведение
Subscribe

  • Две интереснейшие карты от odynokiy

    Карта Северно-Уссурийского края. 1886г. Карта Ледовитаго моря и Восточнаго океана... 1844

  • ПРОСПЕКТОРЫ ОЛЬГА - ТЕТЮХИНСКОГО РАЙОНА

    Н.В.Колесннков Краеведческий клуб «Тетюхе» г. Дальнегорска ПРОСПЕКТОРЫ ОЛЬГА - ТЕТЮХИНСКОГО РАЙОНА К концу ХГХ века на Ольга-Тетюхинской рудной…

  • Так есть у нас граница?

    Еще раз к вопросу о рыбаках из Северной Кореи. Это видео снято на днях в заливе Ольга, Приморский край. Ничего особенного, просто корейские рыбаки…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments