?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Олимпиада Васильева – первый ольгинский журналист
Блель
t_rm

 Материал Олимпиады Васильевой читать здесь

Олимпиада Васильева – первый ольгинский журналист

    Об этой женщине известно совсем немного. В 1870-м году она, супруга врача, жила один год в только-только образованном селении Ольга. Ее звали Олимпиада Павловна, супруга - Алексей Васильевич.

    В пост Ольга врач Васильев был командирован в июне 1870 года, для исполнения медицинских обязанностей при находящейся там воинской команде.

    Васильев - уроженец Рязанской губернии. Сын священника. По окончании курса в Рязанской духовной семинарии, в 1860 г. поступил в Императорскую медико-хирургическую академию на казённое содержание. По окончании курса в академии 18 декабря 1865 г., 23 января 1866 г. был назначен на службу младшим врачом в 4-й Восточно-Сибирский линейный батальон в г. Николаевск при устьях реки Амура Приморской области. В г. Николаевске находился до 7 июня 1870 г. почти всё это время был исправляющим должность старшего врача батальона и заведовал лазаретом. Кроме своей прямой должности, всё время исправлял должность Николаевского окружного врача, и около года исправлял должность областного ветеринарного врача. Независимо от всех вышеупомянутых должностей, около трёх месяцев исправлял должность инспектора медицинской части Приморской области. В 1869 году зимою имел командировку на о-в Сахалин для прекращения оспенной эпидемии.

    Из гавани Святой Ольги летом 1871 г. был командирован в Южно-Уссурийский край, и служил в разных местах на территории современных Приморского и Хабаровского краев до 2 ноября 1877 года. (Ист.: Воронихин Н. Двадцатипятилетие деятельности врачей окончивших курс в Императорской медико-хирургической академии в 1865 году. Спб., 1890. – С.62-64.)

 

 Тихая Гавань - часть залива Ольги. Наши дни.

     В гавани Ольги у супругов Васильевых произошла личная трагедия: родившаяся здесь в августе 1870 года их дочь Ольга Алексеевна вскоре, 27 октября того же 1870 года умерла от родимца и была погребена 29 октября. Отпевал умершую в младенчестве Ольгу местный священник Семён Логинов с псаломщиком Николаем Лавровым. (Ист.: метрическая книга Ольгинской церкви за 1870 г., часть 3).

    Позже семья Васильевых перебралась в пост Камень-Рыболов на берегах озера Ханка.

    Из ее публикаций целиком до нас дошли всего два материала, напечатанных в сборниках «Известия Русского географического общества»: «Гавань св. Ольги» и «Пост Камень-Рыболов и его окрестности». Очень хочется надеться, что удастся разыскать другие материалы этого великолепного автора. Написанные живым, бойким языком, они ярко и очень красочно восстанавливают картину, которая предстала перед первопоселенцами поста Святой Ольги полтора столетия назад. Небольшому поселку едва-едва исполнилось десять лет. Прибывшие из центральной полосы России крестьяне еще не перестроились вести хозяйство на местный лад, а местные жители – тазы и китайцы весьма настороженно, а порой и недружелюбно относятся к вновь прибывшим.

    Из описанных Олимпиадой Васильевой русских поселков на прежнем месте сегодня осталось лишь Пермское. Перебравшиеся сюда первопоселенцы-хлебопашцы долго не могли приспособиться и научиться вести сельское хозяйство сообразно новым условиям, о чем пишет Васильева. Однако пройдет сорок лет, и землеустроитель А.А. Кауфман в своей книге «Переселение и колонизация» отметит, что на территории Приморского края только в селении Пермское вблизи залива Святой Ольги крестьяне сумели приспособиться к местным условиям, и собирают достойные урожаи (стр. 341).

    Олимпиада Васильева была этнографом, изучала быт, нравы и обычаи местного населения. Сегодня такие наблюдения представляются особенно ценными. Не секрет, что Китай считает территорию Приморья частью своей земли, земли, которую, воспользовавшись слабостью Китая в середине 19 века аннексировал русский царь. В музее города Суйфеньхе, на входе, расположена гранитная плита, на которой золотыми буквами выбито об этом на русском языке. Но острый взгляд нашей далекой во времени соотечественницы опрокидывает это утверждение. На территории современного Приморья действительно были китайские поселения, но жили в них в основном, беглецы от китайского правосудия. В этих поселениях никогда не жили женщины-китаянки, потому что китайские законы того времени запрещали китайским женщинам выезжать за границы Поднебесной. Китай в 19-м веке не считал Приморье своей территорией и не разрешал китаянкам здесь селиться. И поэтому прижившиеся здесь холостяки-китайцы за счастье полагали женитьбу на женщинах из гольдских, тазовских поселений или кореянках.

 

     Обломки керамических сосудов и отщепы - отходы "производства" каменных орудий. Найдены на месте древнего поселения в границах современного поселка Ольга. Вероятно, на месте, где найдены эти артефакты, располагалась кумирня (молельня) местных тазов в середине 19 века.

     В конце очерка Олимпиада упоминает о «часовне из дикого камня», выстроенной манзами или тазами на берегу бухты, невдалеке от моря. Такие часовни, по словам автора, местные жители ставили на развалинах бывших фанз или молелен. Вполне возможно, что эта часовня стояла на Узком месте, в районе плавмастерских, между объездной и идущей вдоль берега бухты дорогами. Именно там, на осыпи к дороге, учитель Ольгинской школы Сергей Рожков в 90-х годах нашел скульптурку из обожженной глины - ритуальный предмет. Хотя это место значительно пострадало от хозяйственной деятельности, здесь и сегодня можно обнаружить древнюю керамику, остатки сосудов, каменные отщепы и другие свидетельства того, что когда-то здесь было поселение местных жителей.

    Обращает на себя внимание еще одно замечание Олимпиады Васильевой, вы найдете его в первых абзацах очерка «Гавань Ольга». Оно касается названия, данного самой высокой сопке в окрестностях Ольги – Крестовой. Автор говорит, что свое название сопка получила в 1860 году, когда «заехавшим на кругосветном судне иеромонахом Филаретом на вершине ее был поставлен деревянный крест». Это очень интересное утверждение, ведь практически вся краеведческая литература говорит, что крест был установлен в 1857 году, в день открытия залива Ольги экипажем пароходо-корвета «Америка».

    Иеромонах Филарет – человек, заслуживающий отдельного рассказа. Он по прямому указанию архиепископа Камчатского (впоследствии - митрополита московского и коломенского) Иннокентия заложил в Ольге и Владивостоке церкви. Он наблюдал за их строительством, служил первые службы в них, а затем, уже после того, как покинул наш край из-за неважного здоровья, неоднократно помогал церквям деньгами, церковной утварью, книгами. Это были первые православные церкви на Приморской земле. В 1910 году в газете «Владивостокские епархиальные ведомости» катехизатор Владивостокской епархии Муравьев опубликовал подробный очерк о судьбе Филарета. К моменту пребывания Васильевой в Ольге, заложенная иеромонахом Филаретом церковь была уже отстроена. Но самым интересным представляется то, что будущий митрополит Иннокентий и иеромонах Филарет встречались в самой Ольге в 1861 году. Об этом свидетельствует письмо Иннокентия, написанное 26 (13) сентября из Хакодате (Япония). («Письма Иннокентія, митрополита московскаго и коломенскаго».т.2 стр. 306, С-Петербург, синодальная типография, 1898 г.).

 

     Сопка Крестовая (левая вершина). Наши дни.

 
     Этот факт, а также разночтения со временем и событием, которое сопутствовало названию сопки Крестовой, нуждается в проверке, но вполне возможно, что к воздвижению креста на самой высокой вершине в окрестностях залива Святой Ольги, приложил руку будущий митрополит Иннокентий.

    Судя по описаниям событий, Олимпиада пользовалась доверием и уважением местных жителей. Ее приглашают на национальные праздники, рассказывают о личных трагедиях, она свободно перемещается по окрестностям поселка, бывает в домах русских поселенцев, ее просят быть крестной крестьянских детей, она посещает китайские и тазовские фанзы, осматривает религиозные святыни местных жителей.

    Автор четко датирует время написания очерка – 1871 год. Опубликован очерк был, как уже говорилось, в сборнике «Известия Русского императорского географического общества» № 2 за 1872 год, на страницах 55-71.

    Манера изложения, умение замечать мелкие детали, умение добиться доверия от собеседников, живость слога и неподдельный интерес к описываемым событиям дают полное право назвать Олимпиаду Васильеву первым ольгинским журналистом.

    Роман Тарасов.

    Автор благодарит краеведов В.П. Хохлова и В.А. Татарникова за предоставленные первоисточники.

    Примечания:

    При перепечатке я сохранил некоторые особенности правописания середины прошлого века. Например, названия национальностей везде в оригинальном тексте написаны с прописной, большой буквы.

    Манзами в середине 19 века называли беглых китайцев, живущих на территории Приморского края.

    Гаванью Ольги Олимпиада Васильева называет весь Залив Ольги, с прилегающей бухтой. В настоящее время принято заливом Святой Ольги называть впадину в сушу, а примыкающую к ней бухту называть Тихой гаванью.

 Материал Олимпиады Васильевой читать здесь