t_rm (t_rm) wrote,
t_rm
t_rm

Category:
Материал об авторе читать здесь
Продолжение. Начало материала здесь


«Известия Русского императорского географического общества» № 2 за 1872 год.

 Гавань Св. Ольги (часть 2)

Однажды в деревне Новинки тигр унес лошадь; староста деревни, по поручению всех крестьян, пришел с убедительной просьбой к врачу Васильеву „извести это проклятое животное. Тогда был сделан первый опыт употребления отравы: доктор Васильев начинил заднюю ногу лошади стрихнином и фосфором и лошадь оттащили по дороге к деревне. На другой же день в 6 часов утра староста пришел сказал, что тигр съел начиненную часть и не прошел ста шагов как пал отравленный. Вскоре удалось упомянутому врачу отравить и второго тигра в селении Фудин; этот тигр съел не всю начиненную отравой часть мяса и не сразу околел, крестьянам пришлось следить за ним с ружьями и быть свидетелями его смерти. По рассказу следивших крестьян, оказалось, что тигр съел небольшое количество начиненного мяса, затем взвалил на себя лошадь и хотел втащить ее на гору, но едва прошел полторы версты, как зашатался, присел, заревел самым оглушительным образом и пал мертвым. Отравление и перевоз первого тигра из деревни Новинки во дворе дома, в котором живет врач Васильев происходило торжественным образом: все крестьяне с радостными криками сопровождали своего врага до самого двора, некоторые из них, рассматривая тигра, прибавляли: „Ишь, брат, ты хитер,— ан человека тебе не перехитрить". Мне интересно было посмотреть на это чудовище в целом его составе, и признаюсь, вид его произвел на меня не совсем приятное впечатление: глаза широко раскрыты с огненным светом, язык сильно прикушен, из пасти сочилась кровь, клыки выглядывали во всей своей красе, словом, вся физиономия тигра представляла нечто ужасающее.

Таким образом врачу Васильеву удалось отравить двух тигров величиною в 5-ть аршинов, считая от головы до конца хвоста; шкура их очень красивая — песочного цвета с яркими черными полосами на лбу и по всему туловищу; у некоторых бывают пятна величиною в серебряный рубль и менее, общий же песочный цвет не у всех одинаков — одни бывают светлее, другие темнее. Передние ноги тигров очень развиты, цвет мяса темновато-красный, запах теплого тигрового мяса чрезвычайно неприятный. Скелеты обоих тигров выварены врачом Васильевым; шкуры же и кости дорого ценятся в гавани Св. Ольги. После отравления двух тигров, крестьянам удалось застрелить еще трех, и в селении Тадуши один был застрелен Тазами; таким образом в посту набралось шесть тигровых шкур. Не смотря однако, на такое истребление, как Тазам, так и крестьянам не раз приходилось встречать по дороге в Манцзское селение Пфусунь тигра, сидящего на мертвом же тигре и доедающего с голода остатки может быть своего же детища, и конечно не удивительно, если с наступлением весны крестьяне все таки не решались идти в пастухи, а соглашались только но очереди пасти стада вдвоем.

Вследствие сложившихся неблагоприятных обстоятельств, или других причин, крестьяне большею частью ленивы, не предприимчивы и не развиты. Сегодня сыт, а завтра — что Бог даст, думают они, и потому зажиточных между ними очень мало; исключение до некоторой степени составляют более трезвый и трудолюбивой народ в Пермском селении из секты Молокан. Вообще же все крестьяне недовольны своей судьбой, а между тем сетовать казалось бы не на что; в окружающей природе богатств много, только надо уметь ими пользоваться. Пчеловодство, например, можно было бы развить в больших размерах, но они мало о том заботятся, если им во время рубки леса попались улья, они собирают соты, а улья разоряли. Около поста росло много кедровых орехов; крестьяне, ради необъятной лени, не сбирали их, а прямо срубали дерево, отвозили домой, обирали орехи, а дерево употр****ли на топливо; таким образом, по их понятиям, одно и тоже дерево имело два назначения — орехи - орехами, а топливо - топливом. В настоящее время для - собирания орехов приходится отправляться за 40 верст. Птиц, как я уже писала, очень много, но мало охотников. На вопросы отчего он не занимается пилением досок, приготовлением колес, или другим мастерством и сбытом своих произведений во Владивосток, где так во всем нуждаются. Крестьянин нам отвечает: „Господь создал крестьянина обрабатывать хлебушко, так уж и кончу на том свой век» и вот пример ограниченности понятий. Если же особа говорящая с ним — чиновник, то он пожалуй и согласится на словах: «так-то оно так», больше вы от него ничего не добьетесь; ответ ясно говорящий, что на уме у него совсем другое. На ловлю сельдей, которых можно сбывать на суда за хорошую цену, они также не пускаются, отговариваясь недоброкачественностью соли для засолки, хотя в посту пользуются тою же солью и сельди хранятся в продолжение целого года. Вообще надо сказать, что если русские крестьяне, заселяющие гавань Св. Ольги, живут бедно, то это по собственной вине, потому что не умеют пользоваться богатствами, которыми природа одарила эту местность.

Умственное и нравственное развитие крестьян стоит на очень низкой степени, нравственное жен своих они мало ценят и всякий труд для них невыносим. Крестьянка ни за какие блага не пойдет к вам в услужение, лучше всю зиму пролежит на печи, от чего в посту большой недостаток в прислуге. Вид крестьянина также не привлекательный, большею частью грязный и оборванный; отчасти вследствие вышеописанных причин, а отчасти и вследствие дороговизны привозимых товаров.

Торговля в гавани Св. Ольги развита мало, причина тому — недостаток путей сообщения.; Товары привозные, как-то чай, сахар, табак, вина, платье, очень дороги; так напр. стоить:

1 пуд сахару от 15 до 25 р. с,

1 фунт табаку 2-го сорта 3 р.

1 аршин ситцу от 50 до 55 коп

1 банка керосину 16 р.

1 аршин серпянки от 40 о 50 коп.

О предметах роскоши нечего и думать; даже самого необходимого нельзя иметь, как напр. обуви или русского масла, которое иногда еще можно доставать в небольшом количестве у крестьян, и то за 1 фунт приходится платить 1 р. 50 к., следовательно пуд обходится в 60 руб. Не дорого только мясо, домашняя и дикая птица, яйца и овощи. До появления тигра мясо было 3 руб. пуд, теперь же постоянная цена его 5 руб., дикий гусь 1 р. 75 коп., курица 50 к., яйцо 2 коп., сотня капусты 10 руб., сотня огурцов от 3—4 р. Все же привозные товары продаются по двойной и по тронной цене против Николаевска. После этого не мудрено, что и труд в гавани Св. Ольги ценится очень дорого; что, в самом деле, купить простолюдину на рубль? Разве два аршина ситцу, подмоченного при перевозке морем? Если к этому еще прибавить что серебряный рубль в переводе на кредитный стоить полтора рубля, то легко судить, не быв даже в гавани Св. Ольги, что усиленное содержание, которое дается чиновникам не серебряною монетой, а бумажками, далеко не достаточно для обыденной жизни, в особенности семейному человеку. В гавани Св. Ольги в общей сложности жизнь обходится еще дороже чем в Николаевске.

В умственном отношении жизнь в гавани Св. Ольги представляет еще менее средств для облегчения существования, вследствие отсутствия правильного сообщения с остальным миром; приходится жить в совершенном уединении от общих интересов; газеты и журналы получаются только от навигации до навигации, и события, происходящая в образованных странах, узнаются только через год. Настоящего сухопутного сообщения, можно сказать, вовсе не существует; есть только две узенькие тропинки, одна во Владивосток другая до станицы Буссе, откуда до Николаевска устроено уже правильное почтовое сообщите. На тропинках этих разбросаны Манцзкие фанзы, и путешествующие из гавани Св. Ольги привыкли считать их станциями; но не каждый решится отправиться в такой опасный и трудный путь, так как приходится или ехать верхом, или большею частью идти пешком, брать свою лошадь для съестных запасов и вещей, и в тоже время каждую минуту думать о том, как бы не сделаться жертвою тигра. Станции обеих тропинок в настоящее время я не имею возможности представить, сведения же самые верные об одной я собрала.

От гавани Св. Ольги до Владивостока.

1) Станция Пусун …………… 150 Ли (китайская мера, наших 1/2 версты)

2) Тауху ……………………………………100

3) Джапигу ………………………………50

4) Сеуху ……………………………………60

б) Сузыхэ …………………………………70

6) Янъ-Мазагу…………………………70

7) Хуанъ-гу или Сучанъ 70

8) Пинъ-Шау ……………………………60

9) Шуйчули-чуанъ………………80

10)Конгоуза или Чемухэ 60

11) Владивостокъ или Ханшевай 160

 

Манцзы и Тазы. Число Манцз, проживающих около гавани Св. Ольги, еще положительно неизвестно, только можно сказать, что их очень много; они все живут на правом берегу Большой бухты и в одном месте около середины бухты находятся шесть Манцзких фанз, седьмая молельня. Зимою эти фанзы почти пусты; летом же и в особенности осенью в них собирается до полутора тысяч человек для ловли морской капусты. Тогда на скорую руку раскидывают шалаши и бухта до того оживляется, что издали хлопотливые Манцзы представляют собою род муравейника. Таз по близости поста мало: возле Пермского селения, в 8-ми верстах от поста, пять Тазских фанз, в селении же Тадуши и Пфусуни, как Манцз, так и Таз живет довольно много. Тазы живут семействами, Манцзы же обитающие правый берег бухты, не имеют жен, только в отдаленных селениях Пфусуни и Тадуши есть несколько человек женатых на Тазачках. Весною 1671 г. был первый пример что Манцз вывез себе женщину Корейку, заплатив за нее 18 руб. Густота корейского населения в наших пределах и бедность, распространившаяся между ним, заставила отцов и матерей не только продавать своих детей, но даже просто дарить их, лишь бы избавить от голодной смерти; многие жители Владивостока завели уже себе Корейскую прислугу. Вывезенная Манцзом Корейка однажды с своим стариком мужем пришла ко мне: наружный вид ее на меня произвел приятное впечатление, она была довольно чисто одета и недурна собой; застав меня за шитьем на машинке, она через старика Хинзейна, который несколько говорит по-русски, просила меня объяснить ей механизм; я прочитала ей целую лекцию, из которой однако не думаю, чтоб она много поняла, так как видела швейную машинку в первый раз. Затем я сыграла ей на фортепиано; здесь уже дикая природа ее выступила вполне наружу, то она меня целовала, то брала за руку, то хлопала по плечу с постоянными восклицаниями: шангал или шан-шангал (шангал — хорошо, шан-шангал очень хорошо). От старика Хинзейна я узнала, что Корейка эта имела уже мужа и двух детей, которые умерли голодной смертью; она же, чтобы избежать подобных последствий, решилась сделаться женой Манцза. Если жители Большой бухты последуют примеру своего собрата, то оседлость их еще более упрочится. Как Манцзы, так и Тазы хлебопашеством занимаются мало, огородничество же у них развито порядочно, особенно много они сеют луку, чесноку и огурцов. Скотоводство у них развито в значительной степени, но они молока не употр****ют в пищу, а коров держат только для приплода, вследствие чего скот их относительно русского гораздо крупнее и нередко можно найти быка в 17 пудов весу; у русских же тот же самый скот временем измельчал. Но главное занятие Манцз и Таз зимою — звероловство, а начиная с половины мая до самой глубокой осени — ловля морской капусты.

 

 Устье Аввакумовки. В середине 19 века здесь располагался сезонный поселок китайцев, промышлявших морскую капусту. Сегодня это место - бары - излюбленное место отдыха ольгинцев и гостей поселка.

 

 Берега около гавани Св. Ольги представляют много удобств для ловли морской капусты; во время лета, при благоприятных условиях, один работник может ловлею капусты заработать до 200 руб. и более, смотря по цене на капусту; способ ловления капусты следующий: работники на своих душегубках (шлюпка длинная и узкая, так называют ее Манцзы)) отправляются на взморье, около морского берега опускают в воду длинный шест, на конце которого находятся два железных, крючка, и вертят его кругообразно, вследствие чего капуста наматывается на него в большом количестве; затем шест вытаскивают и капусту выбрасывают в душегубку. Как скоро душегубка полна, капусту сваливают на берег, потом перевязывают в пучки, величиною каждый средним числом около манцзского пуда, т. е. русских 1 пуд 10 фун., и увозят на берег Большой бухты, где их складывают около фанз в большие скирды и прикрывают соломою; сложенная в скирды капуста может лежать три и четыре года не портясь. Для увеличения весу пучков, Манцзы иногда наполняюсь середину их песком, но за подобную подмесь они своим судом строго наказываются. Случается иногда, что Манцз наловил много капусты и не успел еще связать - ее в пучки, как подымается неблагоприятный ветер, ловля капусты становится невозможною, да и наловленная капуста уносится с берега в море. Таким образом он иногда теряет неделю и две напрасно. Для богатых Манцз капуста служить только приправою в пищу, бедный же класс во время голодухи сплошь и рядом питается одною капустой. У китайцев есть мелкая медная монета, 1000 штук которой ровняются одному доллару; на 8 — 15 штук такой монеты бедный китаец покупает себе капусты, приправляет ее слегка дешевым древесным маслом, и таким образом сыт на целый день. Торговля морскою капустой, как для русских, так и для Манцзских купцов, очень выгодна; они в счет заработка отдают по дорогой цене бедным работникам необходимый товар, а капусту потом на серебряную комету сбывают в Китай. Цена капусты колеблется от 1 р. до 1 р. 50 коп.

Мне ни разу не приходилось есть капусты приготовленной на манцзской кухне, но многие русские находят ее вкусной; дома же пробовала я ее приготовлять, и признаюсь, она мне очень не понравилась, вкус какой-то древянистый.

Пища Манцз и Таз несравненно питательнее и разнообразнее чем у наших Ольгинских крестьян, потому что морская капуста, вывозимая из гавани на десятки тысяч в Китай, принадлежит к очень питательным веществам, по большому содержанию крахмалистого вещества. Для примера разнообразия пищи между Манцзами, расскажу о их празднике, на котором присутствовать пришлось и мне: однажды Манцзы пригласили всех жителей поста отпраздновать «Гоняны» (Новый год по китайскому календарю); когда мы вошли в фанзу, то стол для нас на европейский лад уже был накрыть, во я полюбопытствовала посмотреть, что происходило в другой фанзе, где собрались все Манцзы, и была удивлена их обстановкой: в нарядных костюмах они сидели по-турецки на нарах, согреваемых внутри проведенными от печки трубами, перед ними стоял стол с большим количеством чашек и чашечек, наполненных разнообразными кушаньями; здесь чего - чего не было: и мелко нарезанная ветчина, кабанина, вареные яйца, печёные яйца, шримсы, чернослив, каракатицы, трепанги — словом, все было на столе, что только можно было достать; перед каждым из них стояла чашечка, величиною в два наперстка, с горячим ханшином; вместо вилок кусочки захватывались двумя тонкими, длинными деревянными палочками. Тоже самое происходило и в молельне, перед фарфоровыми статуями, изображающими богов. На столе стояли жертвоприношения, состоящие из всех тех же кушаньев, начиная ханшином и кончая каракатицами, числом по крайней мере 40 чашечек. Каракатиц я не пробовала, но евшие их находят, что вкус их имеет нечто общее с вкусом откормленного поросенка.

Наружный видь как Манцз, так и Таз очень сходен между собою, разница только в том, что Манцзы бреют переднюю половину головы и носят одну косу, а Тазы головы не бреют и носят две косы; отличительная же черта Таз — серьга в носу. Тазачки носят серьги длинною в 1/4 аршина, состоящие из колец величиною в старинный рубль, вдетые одно в другое; тяжесть их так велика, что ухо готово прорваться; Манцзы же сами серег не носят, зато свиней усердно ими украшают. Насмотревшись на такое 6eзo6paзие, поневоле пропадет охота носить серьги.

Промыслы Манцз и Таз одни и те же. Летом и осенью — ловля морской капусты, зимою же — звероловство. Рыбною ловлею они занимаются мало. Относительно звероловства следует отдать преимущество Тазам; между Манцзами трудно встретить таких искусных и смелых стрелков и охотников. Преимущественно они занимаются ловлею соболей, белок и диких баранов, сбыт которых производится в китайский город Гирин. Соболи гавани Св. Ольги далеко не могут сравниться с соболями камчатскими или Императорской гавани; ость у них короткая и цвет гораздо светлее; темных очень мало. За посредственный соболь платят 5 руб. сер., если же покупают гуртом, не разбирая худых от хороших, то каждый соболь обходится в 3 руб. сер. монетой, а на бумажки 4 р. 50 к. Качество белок не совсем хорошее; енотовые же шкуры не лучше волчьих, за то довольно красивые шкуры диких баранов. За лисицами совсем не промышляют, хотя качество шкур довольно хорошее: бывают сиводушки, настояния огневки, иногда и чернобурые.

Торговля сосредоточена преимущественно в руках Манцз. Тазы в торговом отношении вполне им подчиняются. Манцз, имеющий всего состояния несколько десятков рублей, не иначе называете себя, как купцом и в торговом отношении, имеет большое значение. В гавани Св. Ольги живет доверенный, от одного китайского дома, к которому в последнее время ежегодно приходит судно с разными товарами; от него перекупают товары торговцы Манцзы и распродают по мелочам, так как из Китая товару привозится недостаточно, и Манцзам и Тазам приходится нуждаться в заграничных и русских товарах. Хотя образ жизни Манцз и Таз одинаковый, но жилища их представляют значительную разницу. У Манцз можно встретить довольно порядочные, отделанный в восточном вкусе фанзы; Тазы же об своем помещении мало заботятся я живут относительно гораздо грязнее.

Как Манцзы, так и Тазы вероисповедания буддийского, последние только с примесью различных верований. В религии Таз например, тигр играет большую роль; они считают его священным животным, хотя собственно не боготворят; по их понятиям тигр есть гончая божья собака — как человек дорожить хорошей гончей собакой, так и бог дорожить тигром, в которого, следовательно, стрелять не следует. Это верование заставляет их снисходительно обходиться с тигром, пока он не накуролесит так, что выведет их из терпения. Для примера приведу следующий рассказ происшествия, случившегося в мое пребывание в гавани Св. Ольги: один тазский купец, живущий в селении Тадуши, в 80 верстах от поста, и отправляющий ежегодно пушной товар в китайский город Гирин, послал однажды одного из своих работников, Таза, в лес за бараньей шкурой, которая у него была повешена на дереве и понадобилась для упаковки соболей; к пяти часам вечера вернулась домой одна лошадь без седока; хозяин сначала подумал, что Таз идет недалеко сзади, но прождавши напрасно часа два, он снарядил четырех человек, двоих с ружьями, а остальных с фонарями, для отыскания его; следуя по дороге, по которой должен был возвратиться Таз, они сначала находят ею шапку, потом куски одежды и наконец кусок бороды; они до того испугались, что дальше уже не пошли, а вернулись и рассказали хозяину обо всем случившимся. На другой день собралось 40 человек с копьями, штыками и ружьями; сделав облаву, так как логовище тигра им было известно, двое с ружьями забрались на дерево и когда тигр вышел за остатками своей жертвы, от которой остались одни только ноги, то двое сидевших на дереве выстрелили и попали в ухо и в шею тигра, остальные копьями его добили. Купец отправил людей, чтобы снять шкуру тигра, а те полюбопытствовали посмотреть что у него в желудке, и, распоров, нашли палец и одежду Таза. Манцзы тоже признают тигра священным, только в меньшей степени; но замечательно, как те, так и другие свободно разгуливают по горам, в том убеждении, что тигр имеет распоряжение заедать только худых людей, а хороших не трогает. Между русскими же в гавани Св. Ольги существует такого рода поверье: тигр съедает только не пьющих водку, кто же много пьет, того тигр не тронет. По объяснению Манцз: тигр появился вследствие того, что русский чёрт у китайского выиграл в карты, и исчезнет только тогда, когда китайский чёрт опять вернет проигрыш от русского. Вообще тигр прюбрел такое значение, что даже дети выдумали игру в тигра.

Кроме религиозного значения, тигр имеет у туземцев еще огромное значение в санитарном отношении. Тигровая желчь ценится не мене 10 руб. сер., а кости охотно покупаются приезжими китайцами по 30 и 50 руб. сер. и отвозятся в Шанхай, где приготовляются на разные манеры и служат верным средством, как уверяют Манцзы, против всех наружных и внутренних болезней. От чахотки напр. самое верное специфическое средство тигровая желчь; чтобы на холоде усы не мерзли, надо выпить только немножко порошка тигровой кости с водкой. Судя по дороговизне костей и желчи, легко себе предстать, что лечиться ими может только богатый.

Нравственность женщины у Таз ценится очень высоко; недавно еще был случай, доказывавший на сколько Тазы считают верность необходимым условием семейной жизни и на сколько у них странен взгляд на наказание: во время долгого отсутствия мужа, Тазачка принесла ребенка, братья мужа повесили этого ребенка. Относительно жизненных привычек, Манцзы от Таз не отличаются, относительно же умственного и в особенности нравственного развития между ними есть разница. Тазы живут в первобытной простоте, Манцзы же народ хитрый, лукавый и, где нужно, низкопоклонники; на Таза всегда можно более положиться, чем на Манцза.

Сближение между Манцзами и Тазами самое тесное; они нуждаются друг в друге; Манцз снабжает Таза различными товарами и жизненными припасами, Таз же хороший охотник и снабжает Манцза плодами своей охоты; самая же главная причина сближения — холостая жизнь Манцз, которые женятся на Тазачках.

Оба народа гостеприимны, хотя между Тазами нельзя найти особенно богатых, между тем как у Манцз встречаются очень богатые семейства, но за то и гораздо больше пролетариев, обреченных всю жизнь свою оставаться в работниках. Причина тому заключается в бытовых условиях: Манцз, выходец, беглец из Китая, откуда он часто приходить в одной только одежде, и чтобы иметь на первых норах насущное пропитание, законтрактовывается у своего же собрата, спекулятора, за ничтожную плату на несколько лет в работники; затем, будучи страстный охотник до азартных игр, он иногда в один день проигрывает весь свой годовой заработок; кроме того надо отнести и курение опия к важным причинам его бедности, так как манцзский фунт опия стоить до 25 руб. сер., а один Манцз-опиат выкуривает фунт опия в одну или две недели.

Манцзы — народ очень смелый, они в самую бурную погоду отправляются в море на своих длинных и узких шлюпках, которые у них носят название «душегубок», вероятно потому, что в них легко потонуть, и когда начинается сильная буря, которая грозить им опасностью, то они не пытаются бороться со стихиею, бросаются грудью на дно душегубки и лежат в ней, в таком положении, бросаемые с волны на волну, пока не выбросить их на берег или они не сделаются добычей морской пучины.

В некоторых местах поблизости поста находятся остатки развалины, Манцзских фанз и бывших молелен. Манцзы и Тазы на этих местах строют часовни, или из дикого камня или из дерева, высота, ширина и длина которых не более одного аршина. Одна сторона такой часовни не загорожена, а завешена шерстяною красной материей; внутри её, кроме какой-нибудь прилепленной божественной картинки, ничего нет. Одна такая деревянная часовня находится на горе, верстах в 8-ми от поста, по дорог в Тадуши, другая из дикого камня на берегу бухты, невдалеке от моря. По этим остаткам можно судить, что кругом поста Манцз и Таз раньше жило больше чем теперь, и надо полагать, что они добросали эти места потому, что в более далеком расстоянии от поста нашли себе места более удобные для посевов и скотоводства.

Олимпиада Васильева.

Гавань Св. Ольги

Начало материала здесь

Tags: Залив_Ольги, Краеведение, Палеонтология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments